Брянск, Брянская область, Россия
В статье показано, что в постсоветский период как в гражданских образовательных учреждениях, так и в ведомственных университетах силовых структур отсутствует релевантный опыт подготовки обучаемых по специальности «Психолог в служебной деятельности». На основе опыта подготовки военных психологов-эргономистов советского периода предложена модель реализации обобщенных трудовых функций в подготовке личности психолога к служебной деятельности. Обоснован перечень базовых учебных дисциплин и практик для выполнения таких трудовых функций как профессиональный психологический отбор и допуск к деятельности в особых условиях выполнения специальных задач. Рассмотрен используемый в отечественной психолого-эргономической практике психодиагностический инструментарий, который применялся в процессе формирования и коррекции профессионально-важных качеств личности психолога силовых структур при подготовке к выполнению трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом.
личность психолога, служебная деятельность, профессиональный стандарт, профессионально-важные качества, трудовые функции, динамика личностных изменений, психодиагностический инструментарий
Введение
В сложившейся внешней и внутренней обстановке угроз и вызовов для российского государства одной из привлекательных и востребованных специальностей высшего образования становится специальность «Психолог в служебной деятельности», профессиональный стандарт по которой утвержден 27.04.2023г.№395-н приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Привлекательность для абитуриентов данной специальности связана с возможностью трудоустройства будущих выпускников в таких сферах как: оборона страны (военный психолог);обеспечение государственной безопасности (психолог ФСБ);правоохранительная и правоприменительная деятельность (психолог МВД, психолог УФСИН); обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях (психолог МЧС); а также работа в государственных и коммерческих структурах, службах персонала, кадровых агенствах: (юридический психолог, клинический психолог, экономический психолог и т. д.).
Специфика отбора, обучении вариантов трудоустройства выпускников в службы МВД, МЧС, ФСИН, военные организации, учреждения здравоохранения и спорта, кадровые агентства и некоторые другие организационные структуры изложены в целом ряде отечественных и зарубежных работ: В.С. Агапов, В.Н. Дружинина [1]; Е. В. Андриевский, Е. А. Бурков, Н. А. Назаренко, П. И. Падерно [2]; В.Л. Бозаджиев [4]; И.Н. Елисеева [8]; А.В. Карпов[14], Ю.П. Поваренков[21]; Yu. Chen, X. Li, Yu. Zhong et c. [33]; A.Y. Wang, C.M. Frederick [36] и др.
В отечественной психологической науке и практике как среди ученых гражданских психологов, так и в трудах психологов силовых структур достаточно хорошо рассмотрены абстрактные перечни профессионально-важных качеств (ПВК) и профессиограммы психолога безотносительно к сфере выполняемых трудовых действий и специфике профессиональной деятельности. Семантический анализ ключевых слов показывает, что наиболее часто в профиль успешного психолога включают такие ПВК как: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная устойчивость и практичность. Следует согласиться с экспертными оценками о том, что психолог в любой сфере профессиональной деятельности должен знать свои личностные особенности, сильные и слабые стороны и способы коррекции недостатков в процессе самопознания и личностного роста и самосовершенствования: Ю.В. Грабский, Е.В. Левкина, С.С. Титов[5]; А.А. Деев, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников [7]; Ю.М. Забродин, Э.В. Пахальян [10]; В.М. Крук[15]; В.Е. Петров, Т.Н. Левашова [19]; С.Н. Федотов [30]; C. Chandler, M. Eubank, M. Nesti, T.Cable [32] и др.
Особое место с позиций изучения деятельности психологов силовых структур и формирования ПВК в экстремально-деятельностных условиях принадлежит военным психологам как советского, так и современного периода развития отечественной психологии. Среди исследователей психологов силовых структур следует выделить работы таких авторов как: А.Д. Глоточкин, Г.В Ложкин, В.В. Спасенников [6], А.Г. Караяни, Ю.М. Волобуева[12]; В.Л. Кубышко, В.М. Крук, И.Н. Ноос,Т.А. Бородина [16], А.Н. Печников с соавторами [20]; Ю.И. Радченко, К.В. Сугоняев [22], С.Н. Федотов [30] и др.
Психолог в служебной деятельности, как и психолог в силовых структурах несет ответственность за психологическое обеспечение деятельности в особых условиях, а также при выполнении служебных задач. Как следует из профессионального стандарта основной целью деятельности является «…формирование психологической готовности к выполнению профессиональных задач, обеспечение психологического благополучия и поддержание психического здоровья». (Профессиональный стандарт, 2023,С.1).
Целью статьи является анализ путей реализации профессионального стандарта в контексте освоения необходимых теоретических знаний и практических умений, а также обоснование диагностического инструментария в процессе формирования и коррекции профессионально-важных качеств личности психолога в служебной деятельности.
1 . Теоретические знания и практические умения профессионального стандарта формируемой модели подготовки личности психолога в служебной деятельности
Словосочетание служебная деятельность является предельно широким понятием, в него включают трудовые функции (трудовые действия), которые входят в структуру профессиональной деятельности психологов как в гражданских сферах, так и в сферах обороны, государственной безопасности и обеспечения правопорядка, И.Н. Елисеева [8]; А.Г. Караяни, Ю.М. Волобуева [12]; С.Н. Савинков [24]; В.В. Спасенников [27]; В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева [31] и др.
В таблице1 приведено описание трудовых функций, включенных в профессиональный стандарт «Психолог в служебной деятельности».
Таблица 1. Функциональная карта видов профессиональной деятельности с описанием трудовых функций (действий).
Table 1.
Functional map of types of professional activity with a description of labor functions (actions).
|
КОД
|
ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ |
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ |
|
А |
Деятельность по оценке профессиональной психологической пригодности и психологической готовности. |
Осуществление психологического отбора и профессиональной ориентации. Осуществление мероприятий по допуску к деятельности в особых условиях, а также к выполнению специальных задач. |
|
В |
Деятельность п психологической подготовке к выполнению профессиональных задач и профилактике негативных явлений и последствий, связанных с их выполнением. |
Организация и проведение психологической подготовки к выполнению специальных задач. Осуществление психологической профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач в особых условиях. |
|
С |
Деятельность по оказанию психологической помощи, коррекции и поддержки. |
Осуществление мероприятий медико-психологической и психологической реабилитации, психологической помощи, коррекции и поддержки в особых условиях. Оказание психологической помощи в особых условиях. |
|
D |
Деятельность по научно-прикладному и методическому сопровождению психологической работы. |
Осуществление методического сопровождения психологической работы. Проведение научно-прикладных, психологических, социально-психологических и социологических исследований. |
|
E |
Деятельность по управлению психологической работой. |
Осуществление оперативного управления психологической работой. Осуществление стратегического управления психологической работой. |
Анализ трудовых функций (таблица 1.) показывает, что одной из приоритетных является деятельность по оценке профессиональной психологической пригодности и психологической готовности, которая заключается в осуществлении психологического отбора и профессиональной ориентации, а также реализации мероприятий по деятельности в особых условиях при выполнении специальных задач. Рассмотрим, каким образом реализуется данная трудовая функция с учетом требований военной эргономики и психологии при выполнении задач в рамках психологических служб соединений, частей и отдельных подразделений Министерства обороны, а также Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: И.Н. Елисеева [8], А.Г. Караяни, Ю.М. Волобуева [12], В.М. Львов, В.В. Павлюченко, В.В. Спасенников [18], С.Н. Савинков [24] и др.
Анализ профессиональной деятельности психологов силовых структур дает основание предположить , что их подготовка на гражданских кафедрах вузов является не эффективной , что вызывает необходимость подготовки психологов служебной деятельности для работы в силовых структурах именно на военных кафедрах с учетом ведомственной специфики.
В служебной деятельности по мнению автора статьи следует выделить две основные сферы приложения обобщенных трудовых функций, которые определяются спецификой профессиональной деятельности и ведомственной принадлежностью образовательных учреждений, осуществляющих подготовку будущих психологов, В.В. Спасенников [27]:
1. Деятельность психологов гражданских структур, специализирующихся в таких областях, как: педагогика (психолог образования, детский психолог); медицина (клинический психолог, психотерапевт); юриспруденция (юридический психолог, полиграфолог); организации и предприятия разной формы собственности (экономический психолог, маркетолог, менеджер по работе с персоналом, специалист по рекламе, специалист по связям с общественностью и т. д.).
2. Деятельность психологов силовых структур, в таких областях и сферах, как: психологические службы в соединениях и частях войск и флотов (военный психолог); психологические службы в пограничных войсках (психолог ФСБ); психологические службы в частях и подразделениях МВД и УФСИН (психолог МВД, психолог УФСИН); психологические службы в частях и соединениях войск и отдельных подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (психолог МЧС).
В таблицу 2. Включены основные сферы деятельности и трудовые функции психологов служебной деятельности с учетом объекта профессиональной деятельности и обобщенные трудовые функции независимо от специфики деятельности (не показаны объекты профессиональной деятельности в образовательных структурах, для которых разработан отдельный профессиональный стандарт).
Таблица 2.
Профессиональные группы и трудовые функции психологов в служебной деятельности силовых и гражданских государственных структур.
Table 2.
Professional groups and labor functions of psychologists in the official activities of law enforcement and civil state structures.
|
Вид деятельности |
Сферы |
Объект |
Трудовые функции |
|
Служебная деятельность
|
Психолог ФСБ |
Сотрудники ФСБ |
Диагностика, адаптация, реабилитация, консультирование, психокоррекция, экстренная психологическая помощь, профессиональная ориентация, психологический отбор, психологическая подготовка сотрудников и личного состава, разработка психодиагностического инструментария, проведение психофизиологического исследования. |
|
Военный психолог |
Военнослужащие |
||
|
Психолог МВД |
Личный состав МВД |
||
|
Психолог УФСИН |
Осужденные, личный состав УФСИН |
||
|
Психолог МЧС |
Личный состав МЧС |
||
|
Клинический психолог |
Врачи, пациенты |
||
|
Экономический психолог |
Субъекты экономической активности |
||
|
Юридический психолог |
Субъекты правовой активности |
Формирование учебных планов для подготовки психологов в служебной деятельности должно учитывать для выполнения обобщенных трудовых функций как базовые учебные дисциплины, так и мероприятия (практики), формирующие соответствующие умения и необходимые для выполнения трудовых действий ПВК.
В таблице 3. Приведен перечень базовых учебных дисциплин, которые необходимы в подготовке психолога в служебной деятельности для освоения знаний по профессиональной ориентации и психологическому отбору. Перечень базовых учебных дисциплин для освоения знаний, необходимых ля осуществления трудовых функций по осуществлению мероприятий по допуску к деятельности в особых условиях, а также выполнению специальных задач представлены в таблице 4.
Таблица 3. Перечень базовых учебных дисциплин для осуществления профессиональной ориентации и психологического отбора.
Table 3.
List of basic academic disciplines for professional orientation and psychological selection
|
Учебные дисциплины |
Трудовые действия (трудовые функции) |
|
Общая психология, психофизиология, психология личности, математико-статистическая обработка данных, профессиография, кадровый менеджмент. |
Изучение требований к специальности, должности (профессионально-важные качества и компетенции), кадровой документации в отношении кандидатов. Проведение оценки соответствия кандидатов требованиям, предьявляемым к специальности, должности по профессионально-важным качествам и компетенциям. |
|
Нормативно-правовые акты по работе с конфиденциальной информацией и персональными данными, технологии проведения профориентационных мероприятий, психодиагностика общих и специальных способностей, клиническая психология, профессиональная этика. |
Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, направленности личности, мотивационных и личностных особенностей. Ведение электронной базы данных и обобщение результатов психологического отбора и диагностических мероприятий с целью профориентации. Подготовка заключения и рекомедаций заинтересованным лицам о соответствии кандидата требованиям специальности, должности. Подготовка индивидуальных рекомендаций по результатам оценки для кандидата с целью дальнейшего профессионального определения. |
|
Основы психологического консультирования, юридическая психология, теория и методы организации психофизиологических исследований с использованием полиграфа. |
Консультирование участников служебной деятельности по результатам проведенной оценки. Анализ эффективности диагностического инструментария, подготовка предложений по совершенствованию процедур психологического отбора и профессиональной ориентации. Проведение психофизиологических исследований с применение полиграфа, оборудования для психофизиологического обследования. |
Таблица 4.
Перечень базовых учебных дисциплин для осуществления мероприятий по допуску к деятельности в особых условиях и выполнению специальных задач.
Table 4.
The list of basic academic disciplines for the implementation of measures for admission to activities in special conditions and the performance of special tasks.
|
Учебные дисциплины |
Трудовые действия (трудовые функции) |
|
Возрастная психология и психология развития; психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика; основы экстремальной психологии; составление заключений по результатам обследования. |
Изучение критериев психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению служебных задач. Подбор диагностического инструментария для оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач. Проведение оценки соответствия оцениваемого критериям психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач. |
|
Основы социальной и этнической психологии; методики формирования малых групп и оценки сработанности и совместимости; психология власти и лидерства. |
Изучение психологической совместимости сотрудников с целью формирования групп для выполнения специальных задач. Изучение социально-психологических процессов в группах, сформированных для выполнения специальных задач. Ведение электронной базы данных результатов оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач. |
|
Основы психологического консультирования; базовые компьютерные программы; профессиональная этика; содержание и условия выполнения специальных задач. |
Подготовка заключения о результатах оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач. Ведение отчетной документации о результатах оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач. |
Важное значение в практической подготовке психолога в служебной деятельности помимо необходимых знаний для выполнения трудовых действий имеют мероприятия по формированию необходимых умений. В таблице5. Представлен перечень мероприятий, желательное место их проведения и перечень формируемых умений, которые связаны с такими ПВК психолога как: уровень развития «Я-концепции», самообладание, ответственность, решительность, организованность, волевой самоконтроль и некоторых других качеств личности, А.А. Деев, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников [7], В.Л Кубышко с соавторами [16], В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева [31] и др.
Таблица 5.
Возможные мероприятия по формированию необходимых умений для освоения специальности «Психолог в служебной деятельности».
Table 5. Possible measures for the formation of the necessary skills for mastering the specialty "Psychologist in professional activity".
|
Мероприятия |
Место |
Формируемые умения |
|
Изучение работы операторов горячих линий «Телефона доверия» |
Государственные службы «Телефон доверия» |
Оказание экстренной психологической помощи. Навыки активного слушания в процессе эмпатийного контакта и доверительного общения. |
|
Изучение работы операторов ситуационных центров |
Региональные ситуационные центры и автоматизированные системы обработки информации в МВД и МЧС |
Развитие оперативной памяти и психомоторики. Развитие рефлексивных умений и стрессоустойчивости при принятии решений. Оказание экстренной психологической помощи. |
|
Кураторство и наставничество |
Военные кафедры и факультеты психологии вузов |
Коммуникативная компетентность. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей. |
|
Проведение психодиагностических исследований в военкоматах и вузах. |
Военные комиссариаты, вузы. |
Компьютерная обработка данных психодиагностических исследований. Разработка психодиагностических методик для индивидуальной работы и группового обследования. |
Важным аспектом формирования необходимых ПВК в процессе подготовки психологов силовых структур является используемый в процессе психологического сопровождения методический инструментарий.
Как показано в работе В.М. Львова с соавторами [18] для разработки эталонной модели психолога силовых структуры и унифицированного списка ПВК следует привлечь квалифицированных экспертов. Экспертfм необходимо выполнить следующее задание: выбрать из списка конечное число наиболее значимых качеств и проранжировать их. При этом, как и в случае социометрических измерений, существуют ограничение, которое определяется по формуле [6]:
Где p-заданная вероятность случайного выбора (p=0,2-0,3); n- численное значение ограничений; N – число представленных в списке ПВК.
Индекс значимости каждого качества может быть определён по формуле:
(2)
Где: bk – количество экспертов, определивших рейтинг данного качества на k-месте; N – число качеств в перечне ПВК, Э – количество экспертов.
Индекс значимости kэ представляет собой обобщённый ранг данного качества в относительных единицах. По величине данного индекса целесообразно составить эталонный список ПВК психолога в служебной деятельности.
Профессиограмма и эталонная модель ПВК военного психолога (психолога в служебной деятельности) могут быть использованы в процессе аттестации в Вооруженных силах РФ, а также для разработки модели подготовки психологов силовых структур в высших учебных заведениях с целью определения соответствия уровня развития ПВК будущих выпускников требованиям специальности и корректировки учебных планов и программ вузов для психологического сопровождения развития необходимых ПВК в процессе подготовки психологов в служебной деятельности.
2.Диагностический инструментарий для формирования и коррекции профессионально-важных качеств личности психолога в служебной деятельности.
В отечественной психодиагностике арсенал методик для выявления динамики изменения ПВК в процессе обучения и профессиональной деятельности включает крайне ограниченный набор средств. Ю.В. Грабский, Е.В. Левкина, С.С. Титов, А.Ф. Арсеньева [5]; В.В. Спасенников [25]; К.В. Сугоняев [29] и др.
На рисунке 1. Приведен демонстрационный пример личностных изменений по пяти факторам 16-факторного личностного опросника (16-ФЛО). Данные отражают изменения у автора статьи за 10-летний период службы военного эргономиста и психолога советского периода с 1980 по 1990 год.
Рис. 1. Фрагмент профиля 16-ФЛО
Fig. 1. Fragment of the 16-FLO profile
Из диаграммы представленной на рисунке 1. видно, что по результатам тест-ретест тестирования с десятилетним временным интервалом личностные изменения касаются четырех факторов из пяти представленных на фрагменте анализируемого личностного профиля. Видно что G-фактор показал увеличение на 3 стена (возросла нормативность поведения, которую можно трактовать как дисциплинированность); показатель по фактору N- дипломатичность (умение разбираться в людях, понимание их установок и жизненных позиций) возрос на 2 стена; вторичный фактор F-волевой самоконтроль (способность к саморефлексии и самоконтролю действий) вырос с 5 до 8 стенов; показатель коммуникативности по фактору A- общительность снизился на 1 стен. Без изменения по фактору B- 10 стен остался уровень интеллектуального развития.
Анализ личностных изменений, представленных на рисунке 1 позволяет выдвинуть несколько научных гипотез которые целесообразно верифицировать на репрезентативных выборках [3], [9], [11], [13], [17], [23], [26], [28], [30]:
1. Какие из факторов личностного развития связанные со спецификой профессиональной деятельности тренируются, а какие не поддаются тренировке и упражнениям и остаются инвариантными?
2. Какие из факторов связаны с позитивными изменениями и личностным ростом, а какие с профессиональной деформацией и эмоциональным выгоранием?
Ответы на эти вопросы могут стать результатом перспективных диссертационных исследований.
В наших исследованиях показано, что итоговая психолого-педагогическая характеристика на выпускников по специальности «Психолог в служебной деятельности» является достаточно объективной в случае обобщения независимых характеристик на обучаемых по комплексу методик, используемых в процессе обучения психологической службой вуза. Ориентировочный список психодиагностического инструментария, который может быть использован в течение 5 лет при обучении психологов силовых структур представлен ниже [27], [34], [35]:
Первый курс.
- 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (16-ФЛО) в адаптации А.А. Деева, Г.В. Ложкина, В.В. Спасенникова (Психологический журнал, 1984, том5, №6);
- Опросник карьерных ориентаций Э.Шейна «Якоря карьеры» (Л.П. Казакова, Т.Ю.Маклакова- Психология и педагогика служебной деятельности,2020, №4);
- Методика изучения особенностей мышления (тест Р. Амтхауэра, адаптация В.А. Бодрова, Г.В. Ложкина, Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2013, том 19, №1).
Второй курс.
- Анкета «Прогноз» В.Ю. Рыбникова (адаптация С.Н. Федотова, Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, №1(56));
- Методика оценки стрессоустойчивости личности Т.Холмса и Р.Раге (А.Г. Караяни, Ю.М. Волобуева, Вестник Московского университета, серия 14:Психология,2007, №4);
- Методика координатно-социограммного комплектования учебных групп А.Д. Глоточкина, Г.В. Ложкина, В.В. Спасенникова,( Психологический журнал, 1986, Том7, №1).
Третий курс.
- Тест «Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена» (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев:Наукова думка, 1989, адаптация Д.Г. Давыдов, Е.В. Чмыхов, Вопросы психологии, 2016. №4;
- Методика «Аналогии» Б.В. Кулагина (Методики психодиагностики в спорте.В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова.-М.: Просвещение, 1984);
- Методика «Красно-черная таблица» (адаптация В.А. Бодрова) Руководство по профессиональному психологическому отбору абитуриентов в высшие военно-учебные заведения МО СССР.- М.:Воениздат, 1989.
Четвертый курс.
- Методика «Личностный профиль» Г.Ю. Айзенка. (Адаптация В.А. Бодрова. Руководство по профессиональному психологическому отбору абитуриентов в высшие военно-учебные заведения МО СССР.-М.: Воениздат, 1989);
- Опросник «Эмоциональный интеллект» Н.Холла (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989);
- Опросник «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (адаптация В.Л. Марищука) Методики психодиагностики в спорте. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова.-М.: Просвещение, 1984).
Пятый курс.
- Тест «Социальный интеллект» М.О.Салливена, Дж.Гилфорда (Адаптация Г.В. Ложкина) (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989);
- Репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК Дж. Келли) (Адаптация В.В.Спасенникова, С.Н. Федотова. Авторское свидетельство СССР № 1 809 455 МПК G09B 7/07. Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых. Опубл. 15.04. 1993);
- Интегральный психологический портрет личности (Обобщение независимых характеристик К.К. Платонова. Методики психодиагностики в спорте. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова.-М.: Просвещение, 1984).
Выпускная служебная психолого-педагогическая характеристика психолога в служебной деятельности с позиций ее объективности во многом определяется используемым в период обучения методическим инструментарием, который должен отвечать требованиям валидности и надежности, кроме этого в подготовке психологов силовых структур для упражнения и тренировки ПВК должна использоваться современная тренажно-имитационная аппаратура, А.Г Караяни, Н.В.Гайдамашко, С.Л. Кандыбович, 2017 [13]; М.Ю. Рытов, В.В. Спасенников, 2020 [23]. Требования к созданию валидного и надежного психодиагностического инструментария и критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических методик изложены в работе [25].
Однако приходится с сожалением констатировать, что конструированию новых методик, отвечающих требованиям дифференциальной психометрики и созданию тренажно-имитационной аппаратуры для психологов силовых структур как в советский период, так и в современных российских условиях уделялось и уделяется неоправданно мало внимания К.В. Сугоняев, 2014 [29], V. Spasennikov, K. Androsov, G. Golubeva, 2020 [35].
Определенный опыт анализа и оценки динамики изменения ПВК целесообразно перенять у зарубежных психологов, работающих в различных сферах таких стран как Китай, Великобритания и США.
Так в исследовании медицинских психологов из Китая Yu. Chen, X. Li, Yu. Zhong, Q. Li, X. Su, L. Sun, 2024 [33] затронута важная тема сохранения психического здоровья населения разных стран и показано, что существует корреляционная связь между плотностью практических психологов и снижением заболеваемости психическими расстройствами на различных уровнях социального развития. Данную закономерность особенно важно учитывать в отборе российских психологов для силовых структур, которые не должны иметь медицинских и психологических противопоказаний к деятельности
В работах как отечественных, так и зарубежных ученых показано, что для работы психолога в служебной деятельности противопоказаниями к ней являются такие ПВК как:
- низкий уровень интеллектуального развития, слабый уровень довузовской подготовки;
- слабая умственная и физическая работоспособность в экстремальных условиях деятельности;
- низкий уровень развития морально-нравственных качеств, невоспитанность (болтливость, назойливость, бестактность, неискренность и т.д.);
- слабый волевой самоконтроль, медлительность, пассивность, эмоциональная неустойчивость и т. д.
В исследовании психологов Великобритании C. Chandler, M. Eubank, M. Nesti, T. Cable, 2014 [32] в сфере элитного прикладного спорта показана статистическая значимость в скорости формирования ПВК психологов и спортсменов. Данный вывод следует учитывать при формировании психомоторных качеств будущих психологов в силовых структурах, которые тренируются значительно быстрее, чем такие качества как волевой самоконтроль, стрессоустойчивость, эмпатия, рефлексия и целый ряд других ПВК психолога.
В статье психологов-менеджеров США Wang A.Y., Frederick C.M, 2018 [36] изучена динамика формирования ПВК потенциальных лидеров частных вузов и даны рекомендации по выдвижению на руководящие должности в кампусах. Данный подход в процессе обучения курсантов можно использовать при назначении на должности младших командиров, от которых во многом зависит успешность обучения, сплоченность и социально-психологический климат в учебных группах.
В процессе исследования динамики формирования ПВК у курсантов необходимо использовать не только психодиагностический инструментарий, но также оценивать обучаемых в процессе включения в моделируемую профессиональную деятельность с использованием кейс-методов, тренинговых технологий, различных практик, включая принятие решений в экстремальных условиях, связанных с неопределенностью и риском.
Опыт составления психолого-педагогических характеристик военных психологов показывает, что в них отражаются такие качества как: высокий интеллект, ответственность, инициативность, эрудиция, коммуникабельность, доброжелательность, креативность, стремление к самосовершенствованию. В советский период, как следует из личного дела со служебной характеристикой на психолога силовых структур, такая характеристика заканчивалась словами: «… из личного оружия стреляет отлично. Идеологически выдержан. Морально устойчив. Делу КПСС и социалистической Родине предан». Каким нарративом в условиях отсутствия идеологии заменить последние строки характеристик на выпускников психологов современных силовых структур пока не ясно, предстоит обобщить опыт и специальной военной операции, но это тема уже отдельных исследований.
Выводы
- Освоение обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Психолог в служебной деятельности» при реализации программы подготовки в рамках специалитета может быть осуществлено на основе сложившегося в советский период традиционного подхода фундаментального образования. Следует учитывать специфику подготовки психологов для гражданских организационных структур (психологов-педагогов, клинических психологов, юридических психологов, экономических психологов) и психологов силовых структур (военных психологов, психологов ФСБ, психологов МВД, психологов УФСИН, психологов МЧС).
- Надежный и валидный психодиагностический инструментарий должен быть средством сопровождения и профессионального становления личности психолога в служебной деятельности, что позволит стимулировать профессиональный рост и осуществлять коррекцию негативных тенденций развития Использование психодиагностических методик в сочетании с наблюдением, тренингами, кейс-методами, моделированием элементов профессионального поведения в ситуациях неопределенности и риска является действенной технологией формирования ПВК психологов силовых структур.
- Важным направлением подготовки психолога в служебной деятельности должна быть организация соответствующих практик, включающих мероприятия по формированию необходимых умений, как например умения в психологическом консультировании использовать методы интервенции в соответствии с поставленными целями, в том числе по оказанию экстренной психологической помощи в ситуациях повышенного напряжения и острых переживаний.
- Целесообразно сохранить и продолжить сложившуюся в советский период практику проведения профессионального отбора психологов силовых структур на основе четырех критериев профессиональной пригодности:
- первая группа-безусловно профессионально пригодные;
- вторая группа-профессионально пригодные;
- третья группа-лица с определенным прогнозом пригодности (условно пригодные);
- четвертая группа-профессионально непригодные лица. К данной группе относятся кандидаты, имеющие противопоказания к деятельности, такие лица к работе психолога в экстремальных условиях непригодны.
5. Перспективным направлением в отборе и подготовке будущих психологов служебной деятельности является разработка служебных профессиограмм с учетом ведомственной специфики, включающих детализацию ПВК, связанных с возможностью формализации и измерения на основе надежного и валидного диагностического инструментария таких структурных компонентов личности, как: когнитивный ( когнитивные способности и уровень общего интеллекта); мотивационно-ценностный (патриотичность, нравственные установки); коммуникативный (способность к кооперации и умения работать в команде, развитая эмпатия и рефлексия, способность вызывать доверие); эмоционально-волевая и поведенческая регуляция (эмоциональный интеллект, волевая регуляция поведения: выдержка, смелость, решительность, целеустремленность); способность к самоорганизации в деятельности (дисциплинированность, исполнительность, инициативность, работоспособность).
6. Недостаточная разработанность проблематики ПВК личности в служебной деятельности требует дальнейших исследований в направлении однозначности трактовки ПВК, возможностей разработки валидного и надежного компьютерного варианта психодиагностического инструментария. Используемый психодиагностический инструментарий в силовых структурах должен отвечать всем требованиям дифференциальной психометрики, утверждаться в соответствующих ведомственных структурах (ФСБ, МВД, УФСИН, МЧС и др.), при этом отчетность по сбору, обработке и интерпретации полученных результатов должна носить строго конфиденциальный характер и подвергаться цензуре и контролю с точки зрения сохранения военной и государственной тайны.
1. Агапов В.С., Дружинина В.Н. Психологические факторы привлекательности образа профессии сотрудника полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 12-15. DOIhttps://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-12-15. EDN EOFADP.
2. Андриевский Е.В., Бурков Е.А., Назаренко Н.А. и др. Анализ стратегий профессионального психологического отбора (модели и характеристики) // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2015. № 6. С. 34-40. EDN UHAEYT.
3. Ахмедханов М.А., Андриевский Е.В., Губин В.А. Комплексная методика установления взаимного соответствия требований учебной и профессиональной деятельности и свойств психики военнослужащих-контрактников внутренних войск МВД России // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 6(41). С. 135-137. EDN TYGENN.
4. Бозаджиев В.Л. К вопросу о профессиональной некомпетентности и профессиональной беспомощности психолога // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2020. № 2-3(10-11). С. 71-75. EDN RGKKHB.
5. Грабский Ю.В., Левкина Е.В., Титов С.С. Применение технологии онтологического инжиниринга при создании и эксплуатации психометрической системы (для решения задач кадрового подбора) // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. EDN TSWBRF.
6. Глоточкин А.Д., Ложкин Г.В., Спасенников В.В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал. 1986. Т. 7, № 1. С. 22-29. EDN VTIUFL.
7. Деев А.А., Ложкин Г.В., Спасенников В.В. Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-факторного личностного опросника // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 6. С. 106-110. EDN UEIYGH.
8. Елисеева И.Н. Типы трудных ситуаций в деятельности ведомственных психологов // Юридическая психология. 2018. № 3. С. 26-30. EDN XVVGIX.
9. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" в режиме адаптации // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 3. С. 19-29. DOIhttps://doi.org/10.17759/psyedu.2017090303. EDN ZQLSEF.
10. Забродин Ю.М., Пахальян Э.В. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 21-42. DOIhttps://doi.org/10.17759/psyedu.2018100203. EDN OUKMFN.
11. Казакова Л.П., Маклакова Т.Ю. Взаимосвязь аспектов идентичности и самооценки курсантов военного вуза, обучающихся по специальности "Психология служебной деятельности" // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 53-56. DOIhttps://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10104. EDN RVRFGD.
12. Караяни А.Г., Волобуева Ю.М. Военная психология как область специального научного знания и практики // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 4. С. 20-33. EDN JWUOIB.
13. Караяни А.Г., Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л. Военная психология в контексте гражданской войны на Украине (критический анализ) // Юридическая психология. 2017. № 3. С. 18-27. EDN ZHLJSJ.
14. Карпов А.В. Закономерности структурно-уровневой организации профессионально-важных качеств личности // Методология современной психологии. 2017. № 7. С. 145-160. EDN ZUCQGZ.
15. Крук В.М. К вопросу о видах надежности и дисциплине персонала военных профессий // Вестник университета. 2011. № 16. С. 58-61. EDN OSOHKD.
16. Кубышко В.Л., Крук В.М., Носс И.Н. и др. Экспериментальное обоснование модельного подхода в профессиональном психологическом отборе сотрудников правоохранительных органов // Психология и право. 2018. Т. 8, № 3. С. 34-47. DOIhttps://doi.org/10.17759/psylaw.2018080303. EDN YAJVHV.
17. Лаврентьева И.В., Рекша Ю.М. Профессионально важные свойства личности психологов уголовно-исполнительной системы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 243-245. EDN UCHKRN.
18. Львов В.М., Павлюченко В.В., Спасенников В.В. Инженерно-психологические вопросы проектирования деятельности операторов // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 5. С. 66-74. EDN TQVXBJ.
19. Петров В.Е., Левашова Т.Н. Психодиагностика в прогнозировании успешности профессиональной деятельности психолога ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1(44). С. 71-73. EDN OGHMGJ.
20. Печников А.Н., Гуляков В.Н., Деева О.Г. К вопросу о военно-профессиональной направленности личности военнослужащего // Человек и образование. 2015. № 1(42). С. 68-73. EDN TTNJCH.
21. Поваренков Ю.П. Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала / // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 186-194. EDN ZFJEND.
22. Радченко Ю.И., Сугоняев К.В. Разработка тестового комплекса для Интернет-самотестирования потенциальных кандидатов на военную службу по контракту // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием, Санкт-Петербург, 27–28 ноября 2014 года / Редакционная коллегия: Аграшенков А.В., Виноградов П.Н., Лагун А.В., Посохова С.Т., Решетников М.М. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2014. С. 317-324. EDN TUMHHT.
23. Рытов М.Ю., Спасенников В.В. Теоретико-прикладные вопросы отбора и подготовки операторов человеко-машинных комплексов в отечественной эргономике // Эргодизайн. 2020. № 4(10). С. 203-223. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2020-4-203-223. EDN ANFPFQ.
24. Савинков С.Н. Психологические условия формирования надежности сотрудников МЧС России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 75-80. DOIhttps://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-75-80. EDN UWCEPS.
25. Спасенников В.В. Критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических тестовых методик // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 3. С. 123-127. EDN UEIYFN.
26. Спасенников В.В., Якименко Д.В. Междисциплинарные связи инженерной педагогики и инновационного менеджмента в развитии технического мышления студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19, № 1. С. 195-202. EDN QBBLEB.
27. Спасенников В.В. Педагогические аспекты формализованного описания и измерения сформированности профессиональных компетенций // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 225-228. DOIhttps://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10159. EDN GEEYGZ.
28. Спасенников В.В., Сударик А.Н., Федотов С.Н. Анализ эрготехнических результатов изобретательских решений в сфере тренажеростроения систем человек-техника // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 67-75. DOIhttps://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-67-75. EDN KMPUVA.
29. Сугоняев К.В. Проект системы обеспечения психометрического качества методик, применяемых в отборе военного персонала // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием, Санкт-Петербург, 27–28 ноября 2014 года / Редакционная коллегия: Аграшенков А.В., Виноградов П.Н., Лагун А.В., Посохова С.Т., Решетников М.М.. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2014. С. 342-349. EDN TUMHJR.
30. Федотов С.Н. Проблемы подготовки психологов органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 113-117. EDN SCOTUB.
31. Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 22-25. EDN TXOCFB.
32. Chandler C., Eubank M., Nesti M., Cable T. Personal Qualities of Effective Sport Psychologists: A Sports Physician Perspective. Physical Culture and Sport Studies and Research. 2014;61(4):28-38. DOIhttps://doi.org/10.2478/pcssr-2014-0003.
33. Chen Yu., Li X., Zhong Yu, Li Q., Su X., Sun L. The Vulnerability Paradox in Global Mental Health: Psychologist Density, Social Development, and the Disease Burden of Mental Disorder. International Journal of Mental Health and Addiction. 2024. DOIhttps://doi.org/10.1007/s11469-024-01331-y.
34. Spasennikov V., Morozova A. Accreditation examination of developing professional competencies at the university: A mathematical model. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020;172:223-228. DOIhttps://doi.org/10.1007/978-981-15-2244-4_19. EDN UISUVQ.
35. Spasennikov V, Androsov K, Golubeva G. Ergonomic factors in patenting computer systems for personnel's selection and training // CEUR Workshop Proceedings : 30, Saint Petersburg, 22–25 сентября 2020 года. –Saint Petersburg, 2020. P. 1. EDN MRWCZX.
36. Wang A.Y. Frederick C.M. Leadership in Higher Education: Opportunities and Challenges for Psychologist-Managers. The Psychologist-Manager Journal. 2018;21(3):197-207. DOIhttps://doi.org/10.1037/mgr0000072.




